Часы приема: с 900 до 2100

Остеопатия для детей

Спиральный массаж – домашняя остеопатия для детей.

Рождение. Миг, отделяющий две плоскости существования человека. Это очевидно не только с философской точки зрения, но и согласно представлениям физиологии, принципов функционирования человеческого организма. Для остеопата, подобное разделение более понятно и значимо, чем для представителя любой другой медицинской специальности. Ведь одно из основных утверждений остеопатии – это связь функции со структурой, их взаимодействие, взаимовлияние. А что, как не среда обитания – заставляет проявляться те или иные функции и управлять структурой.

В полости матки ребенка окружает жидкость, повышенное давление, ограниченность движений, незначительная интенсивность звуковой и визуальной информации, полная зависимость от биологических ритмов тела матери и, на гормональном, невральном и неком (назовем его условно, за не имением более точных, научно выверенных определений) информационном уровне — связь с ее психо-эмоциональными реакциями.

С момента рождения, ребенок получает свободу и огромный шквал новых впечатлений, условий, под которые вынуждено перестраиваться его тело.

Необходимость самостоятельной вентиляции легких, изменчивое атмосферное давление, динамическая смена температур, высыхание кожи, свет, звук, множество тактильных, осязательных ощущений, перестройка системы кровообращения, начало работы желудочно-кишечной системы, новые ритмики сна и бодрствования, необходимость адекватного биохимического и иммунного ответа на агрессии микроорганизмов и многое другое – сопровождают первые секунды-часы-недели существования ребенка.

При этом все это происходит на фоне родовой травмы, повреждения внутримозговых мембран, смещения костей черепа, позвонков шеи, крестца.

Исследования функционирования кранио-сакральной и позвоночно-двигательной системы новорожденных, проводимые остеопатами, совместно с педиатрами и неонатологами показывают, что родовая травма сопутствует 95% всех родов! Это огромное число, откладывающее отпечаток, на все дальнейшее существование детского организма. Это дополнительный фактор, усложняющий послеродовую адаптацию. К счастью, повторные исследования остеопатов функции черепа, крестца и позвоночника у грудничков в возрасте от 1 недели до 3 месяцев показывают, что в 50% случаев, организм успешно справляется с родовой травмой и компенсирует ее последствия до минимальных, практически не диагностируемых. У большинства остальных детей проявления родовой травмы так же сглаживаются, но не уходят полностью, проявляясь неврологическими расстройствами – гипертонусом, срыгиванием, расстройствами работы желудочно-кишечного тракта (метеоризм, вздутие животика), ослаблением иммунитета, замедлением психо-моторного развития. В тяжелых случаях, определяемая остеопатом родовая травма, становиться причиной косоглазием, повышенного внутричерепного давления, различных неврологических расстройств. С возрастом, нарушения со стороны положения позвонков, костей черепа и внутримозговых мембран могут приводить к сколиозу (сколиозированию).

Особенно неприятно, если на период адаптации накладываются дополнительные внешние агрессии, такие как различные инфекции, вакцинация (прививки), антибиотикотерапия. Это не значит, что антибиотики и прививки абсолютно не допустимы для младенца, просто с позиций остеопата, все имеет свою цену и критерии необходимости. Если у ребенка тяжелое инфекционное поражение, грозящее сепсисом (заражением крови) без антибиотиков скорее всего не обойтись. В других, легких и местных случаях – необходима аккуратность и строгая взвешенность в применении химиопрепаратов.

Показательно, что основатель остеопатии Эндрю Тейлор Стилл, имея классическое медицинское образование и многие годы проработав хирургом и врачом общей практики, был ярым противником использования химических лекарственных препаратов в терапии заболеваний. Его позиция строилась на утверждении, что фармпрепараты не только не оказывают помощи, не излечивают заболевания, но, напротив, являются «ядами» убивающими человеческий организм. «Поставьте кости на место, освободите хороший ток крови и ее целительная сила сама сделает все необходимое для выздоровления» — примерно так говорил Первый Остеопат.

Конечно, современная остеопатия достаточно тесно интегрирована с классической медициной и более не находится в жесткой оппозиции к фармацевтическим медикаментозным препаратам, предоставляя лечащим врачам, педиатрам выполнять свою работу, а себе оставляя работу по нормализации механики тела, кровообращения и нервной регуляции.

В любом случае, задача остеопата при лечении новорожденного заключается в том, чтобы максимально устранить все мешающие внутренние факторы, требующие затрат ресурсов систем самовосстановления.

Возвращение руками остеопата позвонкам, костям и мембранам нормального положения, позволит существенно улучшить кровообращение головного мозга и многих других органов, благотворно скажется на их функционировании, позволит легко отражать внешние неблагоприятные воздействия, ускорит процессы адаптации, роста и развития.

Однако это только часть (хоть и очень большая) необходимого усилия, чтобы поддержать «дыхание жизни» внутри маленького, только пришедшего в мир, человека.

Остеопатия для детей порой может творить чудеса, но и от родителей часто требуется прикладывать определенные регулярные усилия для ускорение процессов адаптации, укрепления здоровья ребенка.

Среди наиболее часто назначаемых педиатрами и детскими неврологами мероприятий по коррекции гипертонуса, улучшению психо-моторного развития детей, уменьшению последствий неврологических поражений – детский массаж занимает первое место.

Действительно, воздействуя на нервные рецепторы на коже и в более глубоких мышечно-сухожильных слоях, хороший массажист проводит стимуляцию многих областей головного мозга. Поток сенсорной (чувствительной информации) получаемой во время прикосновений, мягких разминаний и растираний, поступает в кору и подкорковые области мозга, активизирует работу множество нейронов, стимулирует их биохимические обменные процессы, увеличивает кровообращение и питание нервной системы. Кроме этого, активизация сенсорных каналов тело-головной мозг, ускоряет процесс формирования «внутренней целостной картины» для нервной системы. Ребенок учится управлять своими мышцами, ощущает связки и кости, интегрирует зоны рук и ног в единое пространство своего действия. В дальнейшем это благотворно сказывается на формировании навыков хватания, присаживания, ползания, ходьбы.

Особенно эффективен массаж предплечий, голеней, кистей и стоп. Количество чувствительных рецепторов на ладонной поверхности кисти и подошвенной поверхности стопы в десятки и сотни раз превышает количество рецепторов в других зонах тела. Если посмотреть на функциональное распределение двигательных зон в коре головного мозга – то большая часть нервных клеток будет отвечать за анализ полученной информации именно с кистей и стоп. Не удивительно, ведь Природой даровано человеку использовать кисть как очень тонкий, чувствительный, совершенный инструмент.

К сожалению, далеко не все массажисты умеют проводить детский массаж правильно. Слишком быстрое, сильное, грубое воздействие – не приведет к желанному эффекту улучшения работы нервной системы. Если массаж быстр, интенсивен, то нервная система может быть перерстимулированна и вместо активизации, после массажа наступит защитное торможение. Если массаж слишком глубок, то это может восприниматься нервной системой как опасность для целостности тела и сопровождаться реакцией мышечно-фасциального спазма вместо расслабления. Слишком частый (более одного раза в день) массаж, может привести к сенсорному истощению.

Что бы избежать этих опасностей, я как практикующий остеопат, рекомендую родителям либо очень тщательно выбирать уже «проверенного» массажиста, либо обучится несложным навыкам массажа самостоятельно.

Среди различных вариантов детского массажа, я отдаю предпочтение физиологически оправданному спиральному массажу тела. Этот массаж – универсальная методика, эффективная как для детей, так и для взрослых, построенная на принципах остеопатии и спиральной системы тела, предложенной основателем суджок терапии профессором Пак Чже Ву.

Если посмотреть на структуру фасции, покрывающей и объединяющий мышцы, кости, органы – то легко будет заметна ее склонность к спиральному вращению. «Спиральность» присутствует в структуре коллагеновых волокон, составляющих на клеточном уровне основу соединительной ткани человека. Спираль прослеживается во внутренней архитектонике костей, органов, головного мозга.

В соответствии с этим спиральное массажное движение оказывает на ткани и тело гораздо большее влияние, чем простое линейное разминание или выжимание. А так как при спиральном массаже, терапевтическое воздействие равномерно распределяется по всему участку приложения усилия, оказываемый эффект будет более мягким, сбалансированным, чем при однонаправленном усилии массажиста.

Рассмотрим технику выполнения спирального массажа.

  1. I. Массаж в положение лежа на животе.
  2. A) Массаж ног

1) Начинаем массаж с ног. Положение ребенка – взрослого — пациента – лежа на животе.

Первым этапом оказываем воздействие на левую ногу, далее на правую.

Если пациент – ребенок, или не слишком «объемный» взрослый, можно стать по левую сторону он него и выполнять массаж и левой и правой ноги из одного положения. Более правильный вариант – массировать левую ногу справой стороны от пациента (так что бы при выполнении спирального массажа массажист перекидывал руки через правую ногу). Для правой ноги – зеркально.

2) Выполняем спиральное разминающее движение. Начинаем разминание по направлению от верхних секторов бедра к голени и далее к голеностопному суставу. Проводим один цикл движения вниз (к голеностопу), далее поднимаемся вверх (к тазобедренному суставу). Повторяем 2 раза (всего 4 массажных комплекса вниз-вверх-вниз-вверх).

Спиральное разминающее движение выполняется следующим образом: ладони правой и левой руки накладываются на поверхность бедра близко друг от друга, производим небольшое надавливание, мягко «погружаясь» в ткани и захватывая несколько тканевых слоев – кожу, подкожную жировую клетчатку, фасции, мышцы. Теперь правая рука движется к массажисту «к себе», а левая от массажиста «от себя». Ткани при этом из захвата не выпускаются, а мягко спирально растягиваются друг относительно друга. Движение напоминает детскую игру «крапивка», но только выполняется не на коже, а на всем слое тканей и гораздо мягче. Это должно быть очень комфортное движение.

В конце спирального разминания, массажист плавно отпускает ткани, позволяет им «протечь» через свои руки и перемещаясь на несколько сантиметров ниже, повторяет движение. У детей, в силу того, что ножка по объему невелика, спиральное разминание можно осуществлять из захвата не ладоней, а только пальцев.

Это первый прием спиральной остеопатии — массажа для детей.

3) Второй прием, движение – это точечное спиральное разминание, выполняемое уже не всей кистью, а только подушечками больших пальцев.

Для этого, большие пальцы подушечками ставятся близко друг к другу и немного «погружаются» в такни до мышечного слоя (другие пальцы свободны – лежат на коже или даже к ней не прикасаются). Большой палец правой руки делает спиральное движение в свою сторону с легким смещением подлежащих тканей, далее спиральное движение делает большой палец левой руки, смещая ткани в свою сторону. Во время спирального движения, большие пальцы так же немного скользят по тканям смещаясь на следующий уровень, с которого так же по переменно повторяются разминания.

Разминание начинается от пальцев стопы по подошвенной поверхности и далее продолжается вверх по голени и бедру. После продвижения к бедру, выполняется цикл нисходящего движения к голеностопному суставу и стопе. При этом руки переставляются так. Что бы выполнять разминания также к наружи, но в нисходящем направлении. Всего выполняется 4 массажных комплекса вверх-вниз-вверх-вниз.

Проходя через зону сгиба коленного сустава (подколенная ямка) полностью убираем давление пальцев и движемся только по коже, далее вновь погружаемся в ткань. Это необходимо сделать т.к. в области подколенной ямки много поверхностно расположенных сосудов и нервов (!!!), которые могут быть повреждены при чрезмерном усилии массажиста. Особенно аккуратно следует массажировать сгибы у детей, и хотя детские сосуды и нервные волокна очень эластичны – их малая защищенность мышечным объемом заставляет быть очень деликатным в выполнении массажа.

Спиральное разминание подушечками больших пальцев выполняется по 6 линиям ноги. 3 линии доступны их положения лежа на животе и 3 линии из положения лежа на спине.

Что бы понять, что это за линии, можно мысленно провести через вертикальную плоскость ноги 3 линии – одну отвесно верх-низ и 2 на равных расстояниях от отвесной, перпендикулярной плоскости поверхности, как показано на рисунке. Всего получается 6 точек пересечений этих линий с поверхностью ноги, по ним и проводится массаж.

Разминание в положении лежа на животе начинается вначале по средней линии (1), далее по наружной линии (2), далее по внутренней линии (3) и заканчивается снова по центральной линии (4).

Нужно отметить, что эти линии частично соответствуют зонам прикрепления (плотного врастания) фасции мышечных капсул, а так же проекциям китайских меридианов на поверхности тела. Таким образом, спиральный массаж по этим линиям оказывает не только мышечно-балансирующий, и гармонизирующий нервную систему эффект, но и способствует общему оздоровлению организма, нормализуя работу внутренних систем тела, через воздействие на биологически активные точки китайских меридианов.

Стопа массажируется по 3 линиям. Рекомендуется уделить массажу стоп особое внимание и делать его чуть дольше и тщательней, т.к. в области стоп расположено очень много рецепторных полей нервной системы. Принципы разминания те же – средняя линия (1), наружная (2), внутренняя (3), средняя (4)

Б) После спирального массажа нижних конечностей переходим к спиральному массажу рук.

Техника массажа рук аналогична таковой для ног. Вначале выполняются спиральные разминания ладонями. Движения начинаются от плечевого сустава к лучезапястному суставу (вниз-вверх-вниз-вверх).

Далее выполняются спиральные разминания подушечками больших пальцев по 3 линиям (движения от кисти к плечевому суставу – вверх-вниз-вверх-вниз). В зонах локтевых сгибов – необходимо соблюдать особую осторожность (здесь проходят сосудисто-нервные пучки!) и двигаться максимально поверхностно, смещая только кожу.

В) После массажа рук начинаем выполнять спиральный массаж спины.

Поверхность спины массажируется разминающими движениями подушечек больших пальцев.

1) Массаж начинается с области крестца, от его нижних углов, места соединения с копчиком. Выполняются 4 цикла движения — вверх-вниз-вверх-вниз. Массаж выполняется мягко, с небольшим погружением, т.к. в этой области мало мягких тканей и близко расположена кость, интенсивное воздействие на которую может быть болезненным (а у маленьких детей до 6 месяцев – повреждающим).

Вначале выполняется разминание по центральной линии, далее по левому краю крестца, далее по правому краю крестца. После этого можно еще раз выполнить массаж по центральной линии.

2) Следующий этап – собственно массаж спины.

а) Подушечки больших пальцев устанавливаются справа и слева от остистых отростков (центрально выступающих частей позвонков). На остистые пальцы ставить ни в коем случае нельзя.

Выполняются разминающие растягивающие движения по ранее описанным принципам.

б) Подушечки больших пальцев отставляются на 1,5 — 2 сантиметра от остистых отростков с каждой стороны и так же выполняют разминание, при этом захватывается большая зона тканей с центром на остистом отростке.

в) Проводится массаж по дополнительным линиям на спине (см. рисунок).

— по линии у внутреннего края лопатки слева (5) справа (6)

— по линии у наружного края лопатки слева (7) справа (8)

г) Спиральный массаж спины завершается разминанием около остистых отростков по центральной линии (9)

Движения массажа выполняются по циклам вверх-вниз-вверх-вниз

  1. II. Массаж в положении лежа на животе.

А) Выполняем спиральный массаж ног и рук ладонями (как было указано выше)

Б) Выполняем массаж ног и рук по 3м линиям (см. выше)

В) Спиральный массаж живота. Используются разминающие массажные движения подушечками больших пальцев. Пальцы массажиста ставятся по пупок и спиральными движениями друг относительно друга проводят разминание, перемещаясь по часовой стрелке вначале около пупка и далее расширяясь по спирали в более отдаленные зоны живота. У ребенка достаточно выполнить 3 таких спиральных окружностей, у взрослого 5-7. Заканчиваем массаж в зоне под пупком.

Во время массажа используется мягкое аккуратное надавливание с небольшой глубиной погружения в ткани. Если встречаются места «уплотнений», «узелков» на них проводится более длительное разминание-расслабление. Если под руками встречается зона пульсации – на ней долго не задерживаемся — это может быть проекция брюшной аорты.

Г) Массаж груди выполняется по 5 линиям. По средний линии – область грудины, по линии «кнутри» от соска к грудинному концу ключицы, по линии «кнаружи» от соска к акромиальному концу ключицы. Движения разминания вверх-вниз-вверх-вниз.

Дополнительные рекомендации:

Общее время, затрачиваемое на массаж для ребенка не более 30 минут, для детей до 1 года достаточно 15 минут выполнения массажа – для них все движения выполняются не по 4 цикл, а по 2 (вверх-вниз).

Массаж нужно выполнять медленно, спокойно, уверенно, так что бы ткани под руками успевали «реагировать» на выполняемую технику.

В некоторых случаях, при недостатке времени, можно пропустить массаж живота и груди, но массаж конечностей и спины нужно выполнять обязательно.

Массаж нужно выполнять не ранее, чем через 1-2 часа (в зависимости от возраста ребенка) после еды, не ранее чем за 15-30 минут до еды.

Среди положительных эффектов от массажа часто наблюдается расслабление, уравновешивание ребенка. Иногда на первых порах могут наблюдаться сонливость или наоборот прилив энергии после сеанса, в дальнейшем эти эффекты сглаживаются.

Спиральный массаж можно выполнять как ежедневно, так и через день. Достаточно выполнение 1 сеанса в день. Как вариант у маленьких детей можно начинать с 8 сеансов массажа через день (адаптация организма), далее делать 8 сеансов каждый день (накопление эффекта) и далее переходить на поддерживающую терапию с сеансами через день.